Контент 18+
Если вы когда-нибудь безудержно рыскали в китайских интернет-магазинах в поисках интересного фарфора для чаепитий, и если вы при этом в качестве ключевых слов для поиска использовали что-нибудь вроде “весенние мотивы”, то вы вполне могли обнаружить такое явление как “эротическая” роспись. Для обозначения такого сюжета в росписи используется несколько схожих названий, все с “весенним” смыслом.

“春意” – chun yi – ” весенний сезон” и “春意图” , но эта фраза имеет отсылку к другой, более откровенно намекающей на суть:
“春心 ” – chun xin – обозначает влюбленность, страсть, любовную тоску и жажду.
Иногда любовную роспись называют более конкретно: “春宫图” – chun gong tu – “эротическая, порнографическая” картина.
В интернете на вопрос, что такое “чунь и ту”, отвечают, что это рисунок, на котором изображены мужчина и женщина, флиртующие или предающиеся страсти. Название “чунь гун ту” появилось позднее и стало обозначать весь жанр такой живописи вообще.
Первые свидетельства о картинах такого рода связаны с именем ханьского историка Бан Гу (Восточная Хань 25-220 г), который упоминал их в 《汉书》 (“Историческая хроника династии Хань”). Тема страстной любви между мужчиной и женщиной была благодарно воспринята художниками, писателями и поэтами. С откровенностью, достойной настоящего искусства, китайские творцы запечатлели ее на все лады.
Такие картинки использовались также для обучения деталям семейной жизни, как например, в книге ” Су Нюй Цзин” – “Каноне Белой Девы”, который, помимо прочего, содержал и подобные иллюстрации.
С появлением и распространением росписи красками по фарфору, этот сюжет пришел в мир керамики и обрел в этом мире не только самобытный характер, но и надежную защиту от времени. Времена менялись, отношение к данному виду искусства тоже, но многие фарфоровые предметы прекрасно пережили все смуты. А как пришло время, посыпались, словно из рога изобилия, на аукционные площадки. Значительная часть работ, встречающихся в интернете, относятся к периоду династии Цин. Большинство сохранившихся предметов были произведены в знаменитой гончарной мастерской , поставлявшей керамику ко двору: “春怡堂” и на дне таки чашек стоит вот такая печать:

Такой росписью покрывали чаще всего предметы, предназначенные для мужчин (оно и понятно) – это были табакерки, плевательницы, бутылочки для вина, наборы для распития алкоголя (с виду похожие на чайные сервизы). Но и чайные чашки и гайвани с такой росписью тоже встречались, а также вазы, чаши для умывания, блюда и тарелки, подушки, плитки для украшения стен, дверей и ширм и т.д. Современных предметов с такой росписью мало, существует несколько самых распространенных/канонических сюжетов, которые художники чаще всего переносят на чашки, но и они встречаются сравнительно редко.
Вот несколько классических примеров “весенних картинок”.









Материал подготовила Анастасия Офицерова.