Глазурь сино или глазурь чжи е?

Ounatea

Глазурь с труднопереводимым названием пришла в материковый Китай из Японии – густая, наплывающая, покрывающая толстым слоем элегантно небрежную чашу -такая эстетика вполне отвечает японским канонам красоты.

志野 – эта пара иероглифов в японском языке читается как “сино” и обозначает целый пласт керамики (Shino ware, 志野焼, Shino-yaki, сино-яки). Это черепок, покрытый белой глазурью. Изначально черепок должен был быть из белой глины, чтобы белый цвет глазури был более глубоким, но впоследствии от этого правила отступили. Керамика сино обладает вольным и небрежным характером. Впервые была разработана в в конце 16 века (1568-1600) в Японии в регионе Мино и состояла из местного полевого шпата с добавлением местной глины, она давала сатиновый белый цвет. Минская глина имела свои особенности – включения окислов железа, от которых гончарам не всегда удавалось избавиться, и именно это придавало этому виду керамики особенный шарм: при обжиге на молочно-белой поверхности посуды появлялись ржавые пятна, которые становились естественным декором. Такая глазурь в качестве основного компонента включает полевой шпат и обжигается при температуре 1280-1350 градусов. Её обжигали в однокамерных печах огама (траншея в холме с земляным навесом). В 17 веке она была позабыта, в 19-ом о ней вспомнили и уже заново изобрели в 1930-40 годах.

В Китае такую глазурь также называют Чан Ши – глазурь из полевого шпата. Состав подразумевает доминирование полевого шпата:

полевой шапт – 40 частей

кварц – 30 частей

сишаньтанская глина – 20 частей

магниевая руда или окись цинка – 10 частей

По сравнению с известковой глазурью, полевошпатная обладает большей вязкостью, она менее прозрачная, дающая забеляющий эффект, коэффициент расширения у нее большой, что дает легкое растрескивание.

За годы экспериментов мастера разработали множество сочетаний глазурных составов, дающих разные эффекты: будь то черно-синие пятна “захваченного” углерода или огненные глаза окислов железа или эффект сборки, когда глазурь образует глубокие червоточины, обнажающие черепок, иной раз “сборчатая” глазурь покрывает черепок всего лишь капельками. Естественно, чжи е смешивают с другими фидами глазурей, достигая различных удивительных эффектов – главное, чтобы чжи е была вначале. Белый – далеко необязательный цвет для керамики сино, посмотрите сколько бывает разновидностей

Разновидности глазури Чжи Е /сино

鼠志野 – Шу Чжи Е /Нэдзуми- сино – глазурь “мышиного” цвета

红志野 – Хун Чжи Е / ака-сино – красная глазурь

Как показывает практика красная сино не обязательно такая уж красная, а то, что на первый взгляд кажется именно красной чжи е, оказывается другим типом глазури. Глазурь – дело тонкое.

冰玉釉志野 – Бин Юй Чжи Е – Ледяной нефрит

开片釉志野釉 – Кай Пянь Чжи Е – Кракле

Сочетание двух глазурей – кай пянь и чжи е.

灰志野釉 – Хуэй Чжи Е – пепельная глазурь

绘志野 – хуэй чжи е / Э-Сино или “сино-увагусури” – декоративная или «картиночная» керамика, окись железа под глазурью сино

赤志野 – чи чжи е – красная/ржавая/ бурая глазурь

緋彩志野 – Фэй Цай Чжи Е – малиновая, пурпурная окраска

白志野 – Бай Чжи Е / Мудзи Сино – белая глазурь

曙志野 -Шу Чжи Е – Рассветная глазурь

油滴黑曜志野 – Ю Ди Хэй Яо Чжи Е – Сочетание глазури сино и глазури “нефтяная капля”

紫志野 – Цзы Чжи Е – Фиолетовая Чжи Е

В Японии, Америке, на Тайване есть немало мастеров этой глазури. Например, это тайваньские мастера Чэнь Цзю Ло и Ши Цзи Яо.

Работы Чэнь Цзю Ло

Источники: //baike.baidu.com/item/%E9%95%BF%E7%9F%B3%E9%87%89/9333855?fr=aladdin

//blog.sina.cn/dpool/blog/s/blog_74fdebf60100olqc.html

//ribenchadao.com/chadao_60.html

Японская керамика Сино

каталог пекинского издательства “茶具。鉴赏购买指南”

Материал подготовила: Анастасия Офицерова