Обращали ли вы внимание, что на фотографиях с меткой 茶艺 (Ча И – чайное искусство) часто присутствуют цветы, будь-то икебаны, отдельные зеленые листочки, или целые системы из камней, бонсаев, статуэток и сянниц (приспособление для воскуривания благовоний)? Да и в хороших чайных домах, где все в порядке с духом и традицией – цветы, бамбук, водопады, и прочая природная красота присутствует непременно.

Я давно заметила, что в китайских магазинах, где продают чайную утварь, всегда присутствуют небольшие вазы для цветов, некоторые буквально на один-два листочка.
Кроме ваз нередко продаются целые композиции из камней, небольших живых деревьев, украшенные крошечными статуэтками или организованные в естественном порядке. Заросшие мхом мини-прудики с малюсенькими цветами, специальные пещеры и водопады для курения благовоний…

Недавно мне встретилось такое понятие как “настольный чайный пейзаж”. Именно оно заставило меня задуматься о роли цветов и природных материалов в обустройстве чайного пространства. Необязательное, зачастую незаметное, но часто сильно влияющее на настроение чаепития, где цветы проявляют, углубляют, соединяют явное и потенциальное, ничего не делая для этого, не предпринимая никаких усилий. Не случайно и то, что все эти понятия находятся где-то очень близко – Ча И, Хуа И (искусство цветов 花艺), Тао И (искусство керамики 陶艺), Ча Дао (茶道) и Хуа Дао (花道), Ча Дао и Сян Дао (香道 ).

Многие чайные люди любят (если не сказать обожают) пить чай на природе – это переживание удивительное по своей простоте и силе, вроде бы, ну что такого, сели на травку чаю выпить… Но обострившееся восприятие неистово наслаждается естественной красотой, можно застрять, разглядывая микромир, рисунок коры, линии веток, расчертившие небо, наблюдать полет птиц, а еще все эти звуки и запахи (если место, конечно, выбрано правильно). В этот момент легко соскользнуть в молчаливое созерцание, внутреннюю тишину, в прямой контакт с природой. Соединение чая и природы – какой-то интуитивно понятный шаг.

По всей видимости, искусство чайной икебаны (да есть такое, хоть и не особо популярное направление), приглашение цветов на чайный стол, украшение живыми растениями чайных комнат, служит именно этой возможности – созерцать, молчать, наблюдать, быть живым и спокойным. И не важно, что это будет – горсть камней, увядший лотос, живой бамбук или целый настольный пейзаж, важно, что это, возможно, второй шаг в глубину чая. Где первый – это восприятие во всей полноте самого чая и себя в чае, а второй – поворот к миру.
















Текст: Анастасия Офицерова
Фото: бездонный китайский интернет